«Не бойтесь быть добрыми»
Фандрайзер благотворительного фонда о том, зачем помогать животным.
Меня зовут Дарья, я — директор по фандрайзингу фонда «Рука помощи бездомным животным». 10 лет назад вместе с компанией друзей мы создали этот фонд. Я родилась и выросла в Пензе, где расположен фонд, приют и ветеринарный центр.
В ноябре нам исполнилось ровно 10 лет, и по случаю праздника я расскажу:
- как всё начиналось,
- как однажды мы чуть не закрылись,
- и почему каждый день продолжаем спасать животных с того света.
И, конечно, покажу нас и наших хвостатых, усатых и полосатых!
«Корабль с пушистыми пассажирами»
Вообще к животным и в волонтёрство я пришла намного раньше, чем 10 лет назад. Ещё в детстве мы с друзьями спасали щенков, которые жили у теплотрассы, детворой мы ходили и пристраивали их по всему району. У меня самой жили 4 кошки, которых я принесла с улицы, мама мне никогда не говорила «отнеси обратно, откуда взяла», можно было либо оставить питомца дома, либо найти ему другой дом. Во дворе мы всегда строили домики для кошек и собачек, регулярно кормили их. Вот так это детское дворовое увлечение перешло со мной во взрослую жизнь и даже стало главным делом жизни. Сейчас я уже несколько лет профессионально занимаюсь спасением бездомных животных.
Когда мы с компанией друзей начинали волонтёрское движение по спасению животных в Пензе, мы были очень наивными и бесстрашными, у нас горели глаза. Мы тогда даже не подозревали, с какими трудностями можно столкнуться на этом пути. Нам казалось, что всё просто будет классно и все жители города нас поддержат.
На самом деле, всё вышло иначе. Кошек, собак и других животных на улицах было много, почти все они нуждались в том, чтобы мы забрали их с улицы немедленно. Кого-то сбила машина, а водитель просто уехал. Кого-то выбросили в ту же помойку, в которую с утра выносили мусор. Кто-то замерзал или буквально умирал от голода. Всё это происходило прямо сейчас, и нам нужно было реагировать немедленно. Так на базе приюта появился свой ветеринарный центр «Питомец», где мы по сей день выхаживаем разных животных: берёмся за любые сложные случаи — отравления, травмы, последствия жестокого обращения и ДТП.
Спустя несколько лет существования фонда, случился кризисный момент, когда мы думали, что закроемся навсегда. Это был 2017 год, и мы были в отчаянии. Оказалось, что один из сотрудников команды не совсем добросовестно относился к своей работе, из-за чего на нас свалилось просто огромное количество долгов. Приют и ветеринарный центр существовал на пожертвования, которых тогда поступало около 300 тысяч — это в год, не в месяц, а долгов оказалось больше, чем на миллион рублей. Долги были и перед арендатором, и за корма, многие долги уже были доведены до судебных претензий. А мы обливались холодным потом от ужаса, потому что таких денег на счету не было. Тогда в приюте жило около трёх десятков животных, работало несколько штатных сотрудников и большая часть коллектива — это были волонтёры.
Ситуация была критической. На последние деньги, которые у нас были отложены, мы… Вложились в рекламу в одной из социальных сетей, тогда это была совсем не модная стратегия, не то, что сейчас. За месяц мы смогли собрать деньги на то, чтобы «отбить» все долги, смогли выжить и сохранить приют. И, знаете, тогда это была настолько стрессовая ситуация, настолько неожиданная, как нож в спину, а сейчас мы понимаем, что именно после этого тяжёлого кризиса мы стали заниматься помощью животным профессиональнее во много-много раз. Мы сильно выросли после этого, буквально разом повзрослели. Мы пересмотрели всё, продумали все мелочи, с того момента все пошли учиться разным навыкам, необходимым для того, чтобы фонд работал чётко, стабильно и с максимальной отдачей. Мы перестали плыть по течению, мы стали вести свой корабль с пушистыми пассажирами, туда, куда нам нужно.
Наши итоги за 10 лет
- 10 230 стерилизованных животных
- 6 430 хвоста обрели дом
- 5 380 получили экстренную помощь
«Стерилизованная, значит бракованная»
Я могу сказать, что за эти 10 лет не только мы, как фонд, достигли каких-то результатов, но и менталитет людей нашего города тоже изменился. Например, сильно поменялось отношение к стерилизации. Раньше, когда мы пытались пристроить уже стерилизованную, и успешно прошедшую этап социализации, собаку в хорошую семью в деревню или в загородный дом, нам говорили: «Ой, нет! Стерилизованная — это бракованная. Она не будет охранять». А сейчас нам звонит бабушка со своим большим двором и хозяйством и говорит: «Мне надо только стерилизованную собаку, чтобы бесхозных щенков не плодилось. Пожалуйста, привитую, чтобы не болела, сама не заразилась и других не заразила». И это большой прогресс. Просветительская работа, которой, в том числе, занимается наш фонд — медленно, но верно дала свои плоды.
Сейчас мы понимаем, что многие люди в деревнях, которые своих собак не стерилизуют, поступают так не по идеологическим, а по финансовым соображениям. Это для многих просто очень большая сумма. Но, конечно, не будем обманывать, к сожалению, у нас всё ещё есть люди, которые говорят : «Ну, а что такого? Да, я выбросил щенков на улицу. Но я же их не утопил, я дал им шанс на жизнь». Но мы же с вами понимаем, какая жизнь ждёт этих щенков. Даже если они действительно выживут, они будут голодать, болеть, попадать под машины, возможно, драться друг с другом за еду, люди вокруг будут их бояться и шпынять… В самом страшном случае эту собаку отловят и будут мучить садисты (к сожалению, в нашем приюте есть несколько собак, пострадавших от жестокого обращения именно при таких обстоятельствах). Большинство уличных собак не переживут свою первую зиму. Разве это жизнь?
7 лет назад мы придумали программу, которая называется «Доступная стерилизация». Мы говорим людям, мол, давайте так, вы к нам привозите кошечку или собачку, которая живёт у вас на предприятии или где-то ещё без конкретного хозяина, а мы предлагаем стоимость стерилизации в 2-3 раза ниже, чем в клиниках города. Животное находится в нашем ветеринарном центре 7 дней, мы даём ей антибиотики, снимаем швы, чипируем, биркуем, прививаем от бешенства. Таким образом, человек через 7 дней получает кошечку или собачку, которую может вернуть в среду её обитания (например, место, где собаку или кошку все кормят и о ней заботятся).
Когда программа только начинала свою работу, у нас в неделю таких желающих было 5-6, а сейчас привозят 30-40 животных в неделю. У нас запись сейчас на 3-4 месяца вперёд и желающих больше, чем мы физически можем их принять. Скоро мы переезжаем в новое помещение и там будет больше возможностей. Мы не хотим «набивать под завязку» помещение собаками и кошками, у каждого животного свой отдельный бокс, который дезинфицируют каждый день, на каждого животного выделяется нужное количество времени, ресурсов и сотрудников. И да, мы добились таких результатов и по стерилизации и по уровню комфорта для наших животных в приюте — не одни. Мы это сделали вместе с каждый жителем Пензы, который к нам обратился за помощью или помог нам сам.
«Мужчин-волонтёров не было»
В какой-то момент мы поняли, что просветительская работа как по учебнику, в духе: «забота о бездомных животных — это важно потому что» — не работает. Тогда мы стали приглашать волонтёров и жителей города и вместе снимать ролики о том, что у нас происходит. Например, у нас есть любимые активные бабушки, которые рассказывают: «У нас во дворе много бездомных кошек и собак. Мы с Марьей Петровной собрались, организовали весь двор и привезли всех животных на стерилизацию». У нас много таких бабушек, у которых всё под контролем, они в своём дворе всех знают и контролируют численность животных гуманно и чётко.
Или вот мужчины. Раньше их вообще не было. Ну, просто не приходил никто из мужчин в волонтёры. А сейчас у нас они есть. И это очень важно. Людям, которым мы показываем в наших роликах разных волонтёров: интеллигентных мужчин, красивых девушек, инициативных бабушек, дружные семьи, — стало понятно, что такое приют и чем тут занимаются. Им перестало быть страшно идти в «какой-то там приют, где куча собак и кошек», они увидели, что тут чисто, уютно, животные ухоженные и сытые, люди приятные, так почему бы им тоже не зайти к нам?
«Мы делаем место, в котором живём, лучше для нас самих и наших детей»
Главная мысль, которую мы пытаемся донести, что мы работаем, в первую очередь, для людей. Не животные стучатся к нам в дверь, не животные звонят нам ночью по телефону. Люди много веков соседствуют с животными, живут бок о бок, и многие хотят своим хвостатым соседям помочь. Выброшенным на улицу, сбитым машиной, голодным и больным… Очень много людей не проходят мимо и обращаются к нам. Таких людей мы поддерживаем. Кто-то из них готов отвезти животное в клинику сам, кто-то готов оплатить операцию, кто-то может погулять или погладить животное в приюте, а кто-то заберёт питомца домой — любые ресурсы, которые у человека есть мы рады принять.
Мы все вместе меняем отношение к животным на более гуманное, таким образом, мы, в целом, меняем облик города к лучшему. Мы делаем место, в котором живём, лучше для нас самих и наших детей, помогая бездомным животным.
Мы, кстати, не только собак и кошек выхаживаем, у нас кого только не было тут. Однажды нам подбросили ужасно грязный маленький аквариум с белками дегу, их там штук 30 было, антисанитария жуткая. Но наши подписчики их разобрали за день. Были и ежата, и совы, и сычи, и енотовидная собака, крысы из ветмагазинов, ох, да даже улиток мы спасали…
Но сейчас мы профессионально можем помогать только собакам и кошкам, остальных животных стараемся перенаправить к профильным экспертам. Для нас важно не просто забрать животное с улицы, но и сделать ему комфортные условия, если уж оно осталось жить с нами в приюте. Нам очень жалко отказывать в приёме животного, когда мест нет. Сердце разрывается. Но мы для себя решили, что так будет лучше.
«В боксах играет расслабляющая музыка»
Сейчас у нас хорошие условия для каждого подопечного: кинолог организует совместное проживание подходящих друг другу по темпераменту животных; периодически мы мешаем их друг с другом, чтобы у них была хорошая социализация и жилось им комфортно. Днём мы включаем животным расслабляющую музыку; у кошек есть феромоны, которые они нюхают и уровень стресса снижается. Мы работаем с зоопсихологами, ветврачами, со всеми, кто помогает нам создавать высокое качество жизни для подопечных.
Мы также пожизненно следим за судьбой всех животных, которые обрели хозяев по всему миру. Лично ездим или общаемся по видео. У нас есть котик, который живёт в Париже, например. Хозяйка сначала жила в России, а потом поехала на учёбу за границу, ну и котик с ней.
Есть у нас собаки после травм или жесткого обращения, которых мы реабилитируем и они уезжают домой.
Например, наш знаменитый пёс Волчок, который снимался в ролике СберВместе и специально ездил на съёмки в Москву и жил в отеле, как настоящий актёр.
Есть и наша знаменитая на всю Пензу собака Мира. Она пострадала от жестокого обращения, завели даже уголовное дело. Мы её выходили и сейчас она ищет свой дом, а пока — звезда приюта. Сейчас она учится ходить на современных и стильных протезах.
Напоследок скажу, что есть один стереотип, с которым я столкнулась за время работы в благотворительности, и который я хотела бы опровергнуть. Некоторые люди считают, что помогать животным — глупо. Это всё от безделья. Это слабость. Это мелочь, которая ничего не изменит. Это страшно. Это для чудаков.
В общем, люди боятся быть добрыми
На самом деле, помогать животным — совсем не страшно, но страшно важно. Мир меняется нашими руками, да, мы не можем спасти животных всего мира, мы не можем их всех защитить. Но есть те вещи, которые мы можем контролировать, наша личная зона ответственности: наш подъезд, двор, улица, посильные пожертвования, участие в волонтёрской деятельности, да даже просто интерес к теме, когда вы больше узнаёте о проблеме бездомных животных в вашем городе и потом делитесь этими знаниями с другими — это уже очень здорово. Не бойтесь быть добрыми.
Прямо сейчас вы можете подписаться на ежемесячное пожертвование в пользу фонда или поддержать открытый сбор на корм.
Видео и фотоматериалы предоставлены фондом «Рука помощи бездомным животным»