Путь в жизнь для ребенка из детского дома
Выпускники детских домов испытывают серьёзные трудности в адаптации к самостоятельной жизни за стенами учреждения. Мы считаем, что все дети имеют право получить шанс на благополучную самостоятельную жизнь.
Ребенок, воспитывающийся в семье, получает важный для самостоятельной жизни опыт не только от родителей, но и от других родных и близких. Для ребят, оказавшихся в центрах для детей-сирот, роль старшего друга берет на себя наставник. Его задача — помочь раскрыть потенциал ребенка, приобрести уверенность в себе, стать примером для подражания. Старшим товарищем может стать как социальный волонтер, прошедший специальную подготовку, так и сотрудник центра, к которому ребенок испытывает симпатию и доверие.
Множество вопросов возникает перед выпускником из детского учреждения — как выстраивать отношения, для чего нужно учиться и работать, как организовать быт одному, если ты привык жить общностью и сдавать одежду в стирку, а чай получать уже с сахаром? В тех вопросах, где обычные дети учатся ориентироваться, впитывая пример родителей, выпускникам сиротских учреждений буквально не на кого опереться. Это влияет на самооценку подростка, рождает страхи и неуверенность в своих силах. Поэтому многие молодые взрослые с опытом сиротства находятся в зоне риска по асоциальному поведению и криминализации.
В России уже почти 20 лет действует программа профессионально организованного индивидуального наставничества для детей и подростков «Старшие Братья Старшие Сестры». Она готовит социальных волонтеров, которые становятся старшими друзьями для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дарят им индивидуальное внимание, человеческое тепло и любовь. В Москве проект активно сотрудничает с центрами содействия семейному воспитанию: прошедшие подготовку наставники помогают в социализации живущих здесь ребят.
За последние 10 лет Фонд «Старшие Братья Старшие Сестры» расширил свое региональное присутствие и сейчас программа наставничества работает не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Московской, Ленинградской, Тверской и Тульской областях. Также открыты региональные отделения в Алтайском крае, Калининградской, Ростовской и Свердловской областях.
Мы работаем для того, чтобы у каждого ребенка, оставшегося без поддержки родителей, появился значимый взрослый – персональный волонтер-наставник.
Психологи фонда работают с детскими учреждениями, выявляют запрос на поддержку среди детей, отбирают и обучают волонтеров, по результатам психодиагностики составляют наставнические пары и сопровождают их в течение всего срока общения, чтобы оно было эффективным и безопасным для всех участников.
Самое главное в общении ребенка и наставника – регулярность и долгосрочность. По правилам программы волонтер посещает своего «Младшего» не реже 1 раза в неделю в течение года. Так дети, пережившие травмы и утраты, через индивидуальное внимание учатся доверять миру, обретают веру в себя, учатся новому, готовятся вступить в самостоятельную жизнь.
Наставник становится другом для маленького одинокого человека. Наши наставники - искренние и неравнодушные, люди с горячим сердцем, приходят для того, чтобы отогреть своим теплом ребенка, который остался близких. Дружба «Старших» и «Младших» пробуждает лучшее в обоих участниках отношений, дарит эмоции и теплые воспоминания, которые останутся с ними на всю жизнь.
Опыт наставничества влияет не только на воспитанника, но и на самого волонтера. «Моя жизнь упорядочилась, я стала более активной, поскольку нужно придумывать, куда бы нам еще сходить и чем заняться. Теперь мыслю на перспективу.», — делится своим опытом один из наших наставников.
Сейчас вы можете помочь нам продолжить работу программы в Калининградской области в течение шести месяцев . Кураторы-психологи оказывают системную поддержку уже созданным наставническим парам, обучают волонтеров и подбирают наставников детям, которые еще ждут своего значимого взрослого.
Благодаря вам, наш региональный координатор продолжит работу по привлечению новых волонтеров, скоординирует профессиональное и эффективное сотрудничество с социальными учреждениями и партнерами, чтобы в будущем к каждому из детей, которые прямо сейчас находятся в листе ожидания, пришел его персональный волонтер-наставник.
Сегодня вы можете поддержать историю фонда.
О том, как стать наставником вы можете узнать из нашего ролика.